Копилка уроков

Тема: Упражнение в чтении и письме. Путешествие в зимнюю сказку.



Задачи: 1.Закрепление навыка чтения с опорой на гласные; формирование навыка плавного, осознанного слогового чтения; повторение ранее изученных букв, чтение слогов, слов с изученными буквами.



2. Развитие артикуляционного аппарата, речи, памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, грамматического строя языка.



3. Воспитание интереса к чтению, формирование эстетического вкуса, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам в зимний период времени.



Оборудование: магнитофон, снежинки из бумаги, иллюстрации зимнего пейзажа, модели сугробов с записанными на них слогами, словами и предложениями; снеговик из ватмана, плакат «Зимующие птицы», лента букв, алфавит, карточки с образцами букв Д, д и Т, т.



Ход урока.



( Тихо звучит музыка)







Учитель: Доброе утро, дорогие ребята и наши уважаемые гости. Давайте начнем наш день с улыбок и хорошего настроения, тогда все дела будут проходить успешнее.

-Посмотрите за окно, какое красивое зимнее утро!



Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок,

Начинаем наш урок.



- Так же как тихо падает снег, сядем и мы.



( С этими словами учитель опускает на стол бумажную снежинку ).



2. Закрепление изученного материала.



а) Актуализация внимания учащихся.

- Ребята, отгадайте загадку :

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой).



-И к нам в гости заглянула зима. Посмотрите, как красиво стало в нашем классе!



б ) Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, нам сегодня предстоит преодолеть зимние сугробы, выполняя различные задания: будем повторять изученные буквы и слоги, читать слова и предложения, упражняться в их письме, развивать воображение и речь.



в ) Разучивание скороговорки. Развитие артикуляционного аппарата.



-Но сначала нужно сделать разминку, давайте разучим скороговорку.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.



-Скажите с интонацией сожаления ( радости).

-Какой звук встречался чаще других?



г ). Упражнение в чтении слогов и составлении слов и предложений.



- Итак, нам необходимо преодолеть первый сугроб. Составим из слогов слова.



Си-ла-па-ра-но-ша-лун



-Подошли ко второму сугробу. Посмотрите внимательно, что здесь написано.



На нах си- е зо-

ок- кра- вы- у- ры.



-Что мы сейчас прочитали? ( предложение)

-Докажите, что это предложение. ( В предложении всегда о чем-либо, о ком-либо или что-то говорится).

-Метель успокоилась. Сугробов стало меньше. Прежде чем выполнить следующее задание, мы должны вставить в загадку недостающие слова.



Меня не растили

Из снега …( слепили),

Вместо носа ловко

Вставили… ( морковку.

Ручки- сучки,

Глаза-…( угольки).

Холодная, большая,

Кто я такая? ( Снежная баба).



-Прочитайте, что написано на снежной бабе.



Как красив лес зимой!

- О чем речь в предложении?

-Какой знак поставим в конце предложения? (восклицательный)



Обычно в предложении стою я для того,

Чтоб выделить волнение, тревогу, торжество.



-Прочитайте предложение с нужной интонацией.

-Рассмотрите пейзаж зимнего леса.Что вы видите здесь?

Придумайте предложение по этой картинке.

( Зимой деревья в лесу укрыты снегом. На елях лежат белые снежные шапки. Небо зимой чистое и синее. Красив лес зимой!)

-А много ли птичьих голосов слышно в зимнем лесу? (Нет, зимой в лесу очень редко можно услышать птиц.)

- Почему? (Они улетели на юг.)

-Верно, но не все птицы улетают на зиму в теплые страны.



Работа по таблице «Зимующие птицы».

-Посмотрите, пожалуйста, на таблицу, здесь изображены зимующие птицы. Какие из них вам знакомы? Они нуждаются в нашей помощи. Холодно и голодно птицам зимой, поэтому мы должны делать кормушки для них и подкармливать зерном, хлебом.



д). Физкультминутка.



На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».



Игра «Сядь по алфавиту»



-А теперь хором прочитаем алфавит, садится тот,чья фамилия начинается на названную букву.



е ). Работа по учебнику «Моя любимая азбука» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, 1 класс, с. 120

-А теперь откройте, пожалуйста, Азбуку на с.120



Игра «Оживи звуки».

-Вверху на странице 120 нарисованы схемы-человечки. Попробуем оживить звуки.

(Дети дают характеристику звуков, закрашивают схемы. Индивидуально и хором произносят каждый звук.)

Орфографическое чтение столбиков слов.

Наблюдение за произношением и написанием.

-Какие буквы выделены в словах? (т, д )

Плот тиски род прут тоска

Плод диски рот пруд доска

-Прочитайте слова , где эти буквы стоят в конце слова. Подчеркните их.

-Прочитайте слова, где эти буквы стоят в середине слова. Подчеркните их.

-А теперь там, где они стоят в начале слова.

-Когда не совпадает произношение и написание?

( Когда [д] находится в слабой позиции на конце слова).

-Почему на конце слова пруд пишется д?

( Потому что она пишется в однокоренном слове прудик, где совпадает произношение и написание, т. к. согласный звук находится в сильной позиции. После него стоит гласный звук).

( та же работа со словом прут)

-Угадайте слово.

Мы по реке на нем плывем.(плот)

Мы вкусный фрукт жуем. (плод)

-Как можно проверить какую букву нужно писать на конце этих слов?

(ответы детей)



Чтение в командах.

-Мальчики читают слова орфоэпически ( так как обычно произносим), а девочки – орфографически ( как напишем).

Подбор проверочных слов.

-Подчеркните букву, которую проверяем.

2 столбик.

Один ученик читает слова с буквой д в середине слова, весь класс проговаривает это слово ласково. Лодка-лодочка, кадка-кадочка и т. д.

3столбик.

-Прочитаем слова и подчеркнем «опасные» места. Прочитайте слово, ,которое называет маленьких лошадей. ( лошадка)

-Какое проверочное слово подберем?( та же работа с каждым словом столбика)

-Какое опасное место подчеркнем во всех словах? (буква д пишется, а слышится звук [т])

4 столбик .сад Чтение слов. Выяснение значений. Определение

садик двух признаков родственных слов. Выделение

посадка корня.

рассада



ж ). Физкультминутка.

Лебеди летели(2 раза)

И на воду сели.

Сели, посидели ,

Дальше полетели.

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.



З ).Работа в прописи «Мои волшебные пальчики» № 4, Пронина О. В., с. 35

-Откройте прописи на с. 35. Перед нами схемы-«человечки». Какие это буквы, кто догадался ? Почему они такие дружные и стоят, взявшись за руки?

(Они похожи по звучанию, но д- звонкий согласный, а т- глухой. Это парные согласные.

-Нарисуйте им шляпки и охарактеризуйте каждый звук.

-Теперь продолжаем упражнение в письме буквы д строчной, слогов и слов с ней.

-Вспомните о правильной посадке при письме и наклоне тетради. Пишите прилежно и чисто.

1 строка. Письмо строчной буквы д.

2строка. Письмо слогов с буквой д.( да, до, ды, ди, ду, ад, од)

-Назовите открытые слоги.

-В каком из слогов [д] мягкий согласный?



Упражнение в письме предложений под диктовку.

-На чистых строчках запишем два предложения. Подчеркнем орфограммы.

( 1 ученик пишет у доски с комментированием).

У дома сад и пруд.

Тут лошадки.

-Учимся списывать письменными буквами с печатного текста.

(Дети пишут слова тоска-доска, плот-плод, тиски-диски).

-Подчеркните синим карандашом места, где буквы т и д обозначают твердые согласные звуки, зеленым- где они обозначают мягкие звуки.



Самостоятельная запись слов с письменного образца.

Дама ,орда, дар ,дали, долина, дуло.

-Какое слово лишнее и почему?

(Долина-3 слога или дар -1 слог, или орда –начинается не с буквы д).





3.Подведение итогов урока.

-Наш урок подходит к концу. Что вам понравилось? Что узнали нового?

-За хорошую работу на уроке в этот зимний день ребятам, которые были особенно активны и внимательны я дарю снежинки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий