Тема: Упражнение в чтении и письме. Путешествие в зимнюю сказку.
Задачи: 1.Закрепление навыка чтения с опорой на гласные; формирование навыка плавного, осознанного слогового чтения; повторение ранее изученных букв, чтение слогов, слов с изученными буквами.
2. Развитие артикуляционного аппарата, речи, памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, грамматического строя языка.
3. Воспитание интереса к чтению, формирование эстетического вкуса, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам в зимний период времени.
Оборудование: магнитофон, снежинки из бумаги, иллюстрации зимнего пейзажа, модели сугробов с записанными на них слогами, словами и предложениями; снеговик из ватмана, плакат «Зимующие птицы», лента букв, алфавит, карточки с образцами букв Д, д и Т, т.
Ход урока.
( Тихо звучит музыка)
Учитель: Доброе утро, дорогие ребята и наши уважаемые гости. Давайте начнем наш день с улыбок и хорошего настроения, тогда все дела будут проходить успешнее.
-Посмотрите за окно, какое красивое зимнее утро!
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
- Так же как тихо падает снег, сядем и мы.
( С этими словами учитель опускает на стол бумажную снежинку ).
2. Закрепление изученного материала.
а) Актуализация внимания учащихся.
- Ребята, отгадайте загадку :
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой).
-И к нам в гости заглянула зима. Посмотрите, как красиво стало в нашем классе!
б ) Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, нам сегодня предстоит преодолеть зимние сугробы, выполняя различные задания: будем повторять изученные буквы и слоги, читать слова и предложения, упражняться в их письме, развивать воображение и речь.
в ) Разучивание скороговорки. Развитие артикуляционного аппарата.
-Но сначала нужно сделать разминку, давайте разучим скороговорку.
Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
-Скажите с интонацией сожаления ( радости).
-Какой звук встречался чаще других?
г ). Упражнение в чтении слогов и составлении слов и предложений.
- Итак, нам необходимо преодолеть первый сугроб. Составим из слогов слова.
Си-ла-па-ра-но-ша-лун
-Подошли ко второму сугробу. Посмотрите внимательно, что здесь написано.
На нах си- е зо-
ок- кра- вы- у- ры.
-Что мы сейчас прочитали? ( предложение)
-Докажите, что это предложение. ( В предложении всегда о чем-либо, о ком-либо или что-то говорится).
-Метель успокоилась. Сугробов стало меньше. Прежде чем выполнить следующее задание, мы должны вставить в загадку недостающие слова.
Меня не растили
Из снега …( слепили),
Вместо носа ловко
Вставили… ( морковку.
Ручки- сучки,
Глаза-…( угольки).
Холодная, большая,
Кто я такая? ( Снежная баба).
-Прочитайте, что написано на снежной бабе.
Как красив лес зимой!
- О чем речь в предложении?
-Какой знак поставим в конце предложения? (восклицательный)
Обычно в предложении стою я для того,
Чтоб выделить волнение, тревогу, торжество.
-Прочитайте предложение с нужной интонацией.
-Рассмотрите пейзаж зимнего леса.Что вы видите здесь?
Придумайте предложение по этой картинке.
( Зимой деревья в лесу укрыты снегом. На елях лежат белые снежные шапки. Небо зимой чистое и синее. Красив лес зимой!)
-А много ли птичьих голосов слышно в зимнем лесу? (Нет, зимой в лесу очень редко можно услышать птиц.)
- Почему? (Они улетели на юг.)
-Верно, но не все птицы улетают на зиму в теплые страны.
Работа по таблице «Зимующие птицы».
-Посмотрите, пожалуйста, на таблицу, здесь изображены зимующие птицы. Какие из них вам знакомы? Они нуждаются в нашей помощи. Холодно и голодно птицам зимой, поэтому мы должны делать кормушки для них и подкармливать зерном, хлебом.
д). Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Игра «Сядь по алфавиту»
-А теперь хором прочитаем алфавит, садится тот,чья фамилия начинается на названную букву.
е ). Работа по учебнику «Моя любимая азбука» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, 1 класс, с. 120
-А теперь откройте, пожалуйста, Азбуку на с.120
Игра «Оживи звуки».
-Вверху на странице 120 нарисованы схемы-человечки. Попробуем оживить звуки.
(Дети дают характеристику звуков, закрашивают схемы. Индивидуально и хором произносят каждый звук.)
Орфографическое чтение столбиков слов.
Наблюдение за произношением и написанием.
-Какие буквы выделены в словах? (т, д )
Плот тиски род прут тоска
Плод диски рот пруд доска
-Прочитайте слова , где эти буквы стоят в конце слова. Подчеркните их.
-Прочитайте слова, где эти буквы стоят в середине слова. Подчеркните их.
-А теперь там, где они стоят в начале слова.
-Когда не совпадает произношение и написание?
( Когда [д] находится в слабой позиции на конце слова).
-Почему на конце слова пруд пишется д?
( Потому что она пишется в однокоренном слове прудик, где совпадает произношение и написание, т. к. согласный звук находится в сильной позиции. После него стоит гласный звук).
( та же работа со словом прут)
-Угадайте слово.
Мы по реке на нем плывем.(плот)
Мы вкусный фрукт жуем. (плод)
-Как можно проверить какую букву нужно писать на конце этих слов?
(ответы детей)
Чтение в командах.
-Мальчики читают слова орфоэпически ( так как обычно произносим), а девочки – орфографически ( как напишем).
Подбор проверочных слов.
-Подчеркните букву, которую проверяем.
2 столбик.
Один ученик читает слова с буквой д в середине слова, весь класс проговаривает это слово ласково. Лодка-лодочка, кадка-кадочка и т. д.
3столбик.
-Прочитаем слова и подчеркнем «опасные» места. Прочитайте слово, ,которое называет маленьких лошадей. ( лошадка)
-Какое проверочное слово подберем?( та же работа с каждым словом столбика)
-Какое опасное место подчеркнем во всех словах? (буква д пишется, а слышится звук [т])
4 столбик .сад Чтение слов. Выяснение значений. Определение
садик двух признаков родственных слов. Выделение
посадка корня.
рассада
ж ). Физкультминутка.
Лебеди летели(2 раза)
И на воду сели.
Сели, посидели ,
Дальше полетели.
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
З ).Работа в прописи «Мои волшебные пальчики» № 4, Пронина О. В., с. 35
-Откройте прописи на с. 35. Перед нами схемы-«человечки». Какие это буквы, кто догадался ? Почему они такие дружные и стоят, взявшись за руки?
(Они похожи по звучанию, но д- звонкий согласный, а т- глухой. Это парные согласные.
-Нарисуйте им шляпки и охарактеризуйте каждый звук.
-Теперь продолжаем упражнение в письме буквы д строчной, слогов и слов с ней.
-Вспомните о правильной посадке при письме и наклоне тетради. Пишите прилежно и чисто.
1 строка. Письмо строчной буквы д.
2строка. Письмо слогов с буквой д.( да, до, ды, ди, ду, ад, од)
-Назовите открытые слоги.
-В каком из слогов [д] мягкий согласный?
Упражнение в письме предложений под диктовку.
-На чистых строчках запишем два предложения. Подчеркнем орфограммы.
( 1 ученик пишет у доски с комментированием).
У дома сад и пруд.
Тут лошадки.
-Учимся списывать письменными буквами с печатного текста.
(Дети пишут слова тоска-доска, плот-плод, тиски-диски).
-Подчеркните синим карандашом места, где буквы т и д обозначают твердые согласные звуки, зеленым- где они обозначают мягкие звуки.
Самостоятельная запись слов с письменного образца.
Дама ,орда, дар ,дали, долина, дуло.
-Какое слово лишнее и почему?
(Долина-3 слога или дар -1 слог, или орда –начинается не с буквы д).
3.Подведение итогов урока.
-Наш урок подходит к концу. Что вам понравилось? Что узнали нового?
-За хорошую работу на уроке в этот зимний день ребятам, которые были особенно активны и внимательны я дарю снежинки.
Задачи: 1.Закрепление навыка чтения с опорой на гласные; формирование навыка плавного, осознанного слогового чтения; повторение ранее изученных букв, чтение слогов, слов с изученными буквами.
2. Развитие артикуляционного аппарата, речи, памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, грамматического строя языка.
3. Воспитание интереса к чтению, формирование эстетического вкуса, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам в зимний период времени.
Оборудование: магнитофон, снежинки из бумаги, иллюстрации зимнего пейзажа, модели сугробов с записанными на них слогами, словами и предложениями; снеговик из ватмана, плакат «Зимующие птицы», лента букв, алфавит, карточки с образцами букв Д, д и Т, т.
Ход урока.
( Тихо звучит музыка)
Учитель: Доброе утро, дорогие ребята и наши уважаемые гости. Давайте начнем наш день с улыбок и хорошего настроения, тогда все дела будут проходить успешнее.
-Посмотрите за окно, какое красивое зимнее утро!
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
- Так же как тихо падает снег, сядем и мы.
( С этими словами учитель опускает на стол бумажную снежинку ).
2. Закрепление изученного материала.
а) Актуализация внимания учащихся.
- Ребята, отгадайте загадку :
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой).
-И к нам в гости заглянула зима. Посмотрите, как красиво стало в нашем классе!
б ) Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, нам сегодня предстоит преодолеть зимние сугробы, выполняя различные задания: будем повторять изученные буквы и слоги, читать слова и предложения, упражняться в их письме, развивать воображение и речь.
в ) Разучивание скороговорки. Развитие артикуляционного аппарата.
-Но сначала нужно сделать разминку, давайте разучим скороговорку.
Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
-Скажите с интонацией сожаления ( радости).
-Какой звук встречался чаще других?
г ). Упражнение в чтении слогов и составлении слов и предложений.
- Итак, нам необходимо преодолеть первый сугроб. Составим из слогов слова.
Си-ла-па-ра-но-ша-лун
-Подошли ко второму сугробу. Посмотрите внимательно, что здесь написано.
На нах си- е зо-
ок- кра- вы- у- ры.
-Что мы сейчас прочитали? ( предложение)
-Докажите, что это предложение. ( В предложении всегда о чем-либо, о ком-либо или что-то говорится).
-Метель успокоилась. Сугробов стало меньше. Прежде чем выполнить следующее задание, мы должны вставить в загадку недостающие слова.
Меня не растили
Из снега …( слепили),
Вместо носа ловко
Вставили… ( морковку.
Ручки- сучки,
Глаза-…( угольки).
Холодная, большая,
Кто я такая? ( Снежная баба).
-Прочитайте, что написано на снежной бабе.
Как красив лес зимой!
- О чем речь в предложении?
-Какой знак поставим в конце предложения? (восклицательный)
Обычно в предложении стою я для того,
Чтоб выделить волнение, тревогу, торжество.
-Прочитайте предложение с нужной интонацией.
-Рассмотрите пейзаж зимнего леса.Что вы видите здесь?
Придумайте предложение по этой картинке.
( Зимой деревья в лесу укрыты снегом. На елях лежат белые снежные шапки. Небо зимой чистое и синее. Красив лес зимой!)
-А много ли птичьих голосов слышно в зимнем лесу? (Нет, зимой в лесу очень редко можно услышать птиц.)
- Почему? (Они улетели на юг.)
-Верно, но не все птицы улетают на зиму в теплые страны.
Работа по таблице «Зимующие птицы».
-Посмотрите, пожалуйста, на таблицу, здесь изображены зимующие птицы. Какие из них вам знакомы? Они нуждаются в нашей помощи. Холодно и голодно птицам зимой, поэтому мы должны делать кормушки для них и подкармливать зерном, хлебом.
д). Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Игра «Сядь по алфавиту»
-А теперь хором прочитаем алфавит, садится тот,чья фамилия начинается на названную букву.
е ). Работа по учебнику «Моя любимая азбука» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, 1 класс, с. 120
-А теперь откройте, пожалуйста, Азбуку на с.120
Игра «Оживи звуки».
-Вверху на странице 120 нарисованы схемы-человечки. Попробуем оживить звуки.
(Дети дают характеристику звуков, закрашивают схемы. Индивидуально и хором произносят каждый звук.)
Орфографическое чтение столбиков слов.
Наблюдение за произношением и написанием.
-Какие буквы выделены в словах? (т, д )
Плот тиски род прут тоска
Плод диски рот пруд доска
-Прочитайте слова , где эти буквы стоят в конце слова. Подчеркните их.
-Прочитайте слова, где эти буквы стоят в середине слова. Подчеркните их.
-А теперь там, где они стоят в начале слова.
-Когда не совпадает произношение и написание?
( Когда [д] находится в слабой позиции на конце слова).
-Почему на конце слова пруд пишется д?
( Потому что она пишется в однокоренном слове прудик, где совпадает произношение и написание, т. к. согласный звук находится в сильной позиции. После него стоит гласный звук).
( та же работа со словом прут)
-Угадайте слово.
Мы по реке на нем плывем.(плот)
Мы вкусный фрукт жуем. (плод)
-Как можно проверить какую букву нужно писать на конце этих слов?
(ответы детей)
Чтение в командах.
-Мальчики читают слова орфоэпически ( так как обычно произносим), а девочки – орфографически ( как напишем).
Подбор проверочных слов.
-Подчеркните букву, которую проверяем.
2 столбик.
Один ученик читает слова с буквой д в середине слова, весь класс проговаривает это слово ласково. Лодка-лодочка, кадка-кадочка и т. д.
3столбик.
-Прочитаем слова и подчеркнем «опасные» места. Прочитайте слово, ,которое называет маленьких лошадей. ( лошадка)
-Какое проверочное слово подберем?( та же работа с каждым словом столбика)
-Какое опасное место подчеркнем во всех словах? (буква д пишется, а слышится звук [т])
4 столбик .сад Чтение слов. Выяснение значений. Определение
садик двух признаков родственных слов. Выделение
посадка корня.
рассада
ж ). Физкультминутка.
Лебеди летели(2 раза)
И на воду сели.
Сели, посидели ,
Дальше полетели.
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
З ).Работа в прописи «Мои волшебные пальчики» № 4, Пронина О. В., с. 35
-Откройте прописи на с. 35. Перед нами схемы-«человечки». Какие это буквы, кто догадался ? Почему они такие дружные и стоят, взявшись за руки?
(Они похожи по звучанию, но д- звонкий согласный, а т- глухой. Это парные согласные.
-Нарисуйте им шляпки и охарактеризуйте каждый звук.
-Теперь продолжаем упражнение в письме буквы д строчной, слогов и слов с ней.
-Вспомните о правильной посадке при письме и наклоне тетради. Пишите прилежно и чисто.
1 строка. Письмо строчной буквы д.
2строка. Письмо слогов с буквой д.( да, до, ды, ди, ду, ад, од)
-Назовите открытые слоги.
-В каком из слогов [д] мягкий согласный?
Упражнение в письме предложений под диктовку.
-На чистых строчках запишем два предложения. Подчеркнем орфограммы.
( 1 ученик пишет у доски с комментированием).
У дома сад и пруд.
Тут лошадки.
-Учимся списывать письменными буквами с печатного текста.
(Дети пишут слова тоска-доска, плот-плод, тиски-диски).
-Подчеркните синим карандашом места, где буквы т и д обозначают твердые согласные звуки, зеленым- где они обозначают мягкие звуки.
Самостоятельная запись слов с письменного образца.
Дама ,орда, дар ,дали, долина, дуло.
-Какое слово лишнее и почему?
(Долина-3 слога или дар -1 слог, или орда –начинается не с буквы д).
3.Подведение итогов урока.
-Наш урок подходит к концу. Что вам понравилось? Что узнали нового?
-За хорошую работу на уроке в этот зимний день ребятам, которые были особенно активны и внимательны я дарю снежинки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий