Из опыта работы

День матери

Есть ли у человека кто – нибудь на земле ближе родной мамы? Мама – это первое слово, которое произносит малыш. Пока ребёнок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь. С матери начинается род человеческий, и матерью он продолжается. Мать – это самое святое понятие в нашей жизни.

27 ноября в гимназии № 18 прошёл праздник, посвящённый Дню матери. Ребята 2-х классов (учителя Решетова Н.А., Овсянникова М.Н., Лукьянова С.А.) приготовили для своих мам и бабушек литературно-музыкальную композицию и небольшой концерт. Перед его началом мамы с удовольствием рассматривали рисунки своих детей, пытаясь узнать на них себя. Ученики 2-х классов порадовали своих родных не только выразительно прочитанными стихами, но и игрой на фортепиано, танцами, исполнением народных и современных песен. Вспоминали и пословицы о матери. Многие из детей впервые вышли на школьную сцену и, конечно, волновались. Базарова Даша исполнила весёлую песенку «Солнышко», Филимонова Аня – нежную песню «Мама», Колотилкина Саша представила танец с ленточкой, который сама и поставила. Ну а кто же и поддержит как не любимые мамы и бабушки? Конечно, все номера сопровождались их добрыми аплодисментами. В нашем красивом актовом зале было тепло и уютно в этот ноябрьский денёк от улыбок и света глаз мам наших учеников. Со словами благодарности и добрых пожеланий покидали родители нашу гимназию.



ПРАЗДНИК К  ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА  В МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 18»

      Ни для кого не секрет, что воспитание патриотической личности – одна из важных задач педагогики.   Россиянам   всегда  были свойственны любовь к родной земле, чувство ответственности за судьбу Родины, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью является патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
     Педагоги МБОУ «Гимназия № 18» (директор Демидова В.Д.) придают большое значение воспитанию гражданственности, способствуя развитию духовно-нравственных качеств личности обучающихся. Уже традицией стало в нашей гимназии проведение праздника, посвящённого Дню защитника Отечества в начальных классах. Праздник этот очень торжественный, ведь в самом названии его заложено благородное стремление и обязанность защищать Родину. В этот день принято поздравлять всех мужчин-воинов: и бывших – прадедушек и дедушек, и нынешних – пап, и будущих – своих братьев, одноклассников и просто знакомых мальчишек.
      Интересное, познавательное и в то же самое время весёлое мероприятие, подготовленное и проведённое учителем начальных классов Решетовой Н.А. и её учениками (4а класс) к 23 февраля, оставило неизгладимое впечатление в душах всех присутствующих на нём: пап, дедушек наших четвероклассников, учителей и учеников  гимназии. Особое настроение создавало и красивое оформление актового зала, и выставка рисунков, и парадная форма гимназистов. Выступление ведущих сопровождалось яркими слайдами презентации. Говорили на празднике о том, что День защитника Отечества – это день памяти тех, кто отстоял Родину от кочевников, немцев, шведов, тех, кто защитил  страну  в годы Великой Отечественной войны, кто не щадя сил и здоровья, работал на благо процветания своей отчизны. Вспоминали о том, что и наш город не обошла война,  и что теперь за боевые заслуги его защитников, подвиг и жертвы  жителей он носит гордое звание «Город воинской славы».  Прозвучали торжественные стихи и песни, посвящённые нашей армии и её защитникам, вызвали улыбки шуточные частушки о мальчишках, заворожил взгляд красивый вальс на сцене. Одним из самых ярких моментов мероприятия стала защита проекта «Наши папы – защитники Отечества». Четвероклассники с гордостью  рассказали о своих папах, служивших в армии в разные годы в разных городах и войсках. Не забыли на празднике и о наших мальчиках. Для них прошли весёлые конкурсы «Меткий стрелок», «Собери пословицу», «Завяжи девочке бантик» и другие. В завершение девочки вручили своим одноклассникам медали – сувениры и пригласили на сцену для общей фотографии.
     Думается, что этот праздник не прошёл бесследно для наших мальчишек, и они почувствовали себя причастными к делу защиты Отечества, ощутили желание  выполнить свой гражданский долг – пройти службу в армии, чтобы потом с гордостью принимать поздравления   23 февраля.
     Хочется выразить слова благодарности от лица всех присутствующих   за  такой замечательный праздник ученикам 4а класса, их учителю Решетовой Н.А., заместителю директора по воспитательной работе Жидовкиной  И.Н., педагогам гимназии Рипка Г.И., Тельновой А.В., Лукьяновой С.А.  Спасибо за ваш благородный труд в воспитании юных граждан нашего Отечества.



Овсянникова М.Н.,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 18»







Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся

         Н.Н. Сухих
Л.Л. Чеканова
М.Н. Овсянникова

  Начальная школа является важнейшим этапом образования и развития каждого человека.  Младший школьный возраст — это особый период впитывания, накопления и усвоения знаний,  поэтому перед учителями начальных классов стоит  важная задача – способствовать развитию каждой личности.  Именно на этом этапе, этапе начальной школы,  важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, и затем не менее важно правильно осуществлять их развитие. Способности  и  одаренность, как известно, формируется в ходе жизни,  благодаря усвоению  общественного опыта,  и  этот процесс неотделим от собственной активности  растущего  человека.  
          Одаренных детей отличает  отчетливо выраженная поисковая потребность.  Как правило, эти ребята  испытывают  особенно яркие, насыщенные эмоции при занятии  заинтересовавшей их  работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью.  Педагоги начальной школы не могут  оставить без внимания таких учеников. Подтверждение этому – интерес к проектной и исследовательской деятельности среди учителей  и востребованность этой технологии в современной школе.
       Реализация идей проектной и исследовательской технологии стала более возможна с введением внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС второго поколения.
      Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое и создаёт благоприятные условия для развития одаренности детей. Практически каждое занятие клуба «Юные умники и умницы» для первоклассников в рамках внеурочной  деятельности в нашей гимназии  реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
    Работа в клубе создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей различных форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижение тревожности и необоснованное беспокойство. В результате занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии,  получают возможность осознать своё место в мире;  получают возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,  учатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет формировать все виды универсальных учебных действий.
Приведём пример модели одного из занятий, рекомендованных О.А. Холодовой и используемых в нашей работе.  Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных задач. Поэтому начинаем с «мозговой разминки» (1-2 минуты): качание головой, «ленивые восьмёрки» руками, моргания и другие упражнения.
Следующий этап – разминка. Задача – создание у ребёнка положительного эмоционального фона, включение в работу.  Вопросы разминки  достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора.  Ответы нужно давать быстро.  (Сколько лап у кошки? Какое сейчас время года?  Что в голове у Винни-Пуха?  и т. п.).
Затем, на третьем этапе, детям предлагаются задания на развитие и тренировку памяти, внимания, воображения, мышления. Степень трудности заданий увеличивается от занятия к занятию.
 Далее – весёлая переменка, динамическая пауза, которая способствует ещё и развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Очень важен  в ходе занятия этап логически - поисковых заданий, которые учат детей наблюдать,  сравнивать,  обобщать, находить закономерности, делать выводы, «добывать»  новую информацию. Например, нужно  раскрасить каждую фигуру в свой цвет. Фигуру в левом верхнем углу жёлтым цветом, в правом верхнем – зелёным и т. д., назвать эти фигуры (квадрат, треугольник, круг), дорисовать каждую фигуру так, чтобы получился какой-либо предмет.
Графический диктант, штриховка занимают третью часть всего занятия. Ещё В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев». Графические диктанты способствуют разработке мелких мышц руки ребёнка, что скажется впоследствии не только на умении красиво писать, но и логически мыслить.
Главная задача учителя – поощрять и поддерживать каждого ребёнка. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно, осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Развитие одарённости учащихся происходит  и во внеклассной деятельности. Уже несколько лет  в нашей  гимназии № 18 города Старый Оскол работает научное общество «Младший школьник – юный исследователь», главная цель которого    выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
 На занятиях общества мы ставим задачи:
Ø     познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       
Ø     мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
Ø     прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
Ø     прививать интерес к исследовательской деятельности.
    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников - членов научного общества «Младший школьник - юный исследователь» имеет отличительные особенности:
• имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
• в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
• проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
• проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
• проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
•в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
•реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
     Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности учащихся, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Часто недостаток фундаментальных знаний не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.
       На заседаниях научного общества ставятся проблемы различных исследований, обсуждаются цели и задачи будущих проектов, над которыми предстоит работать, часто возникают  новые идеи. Важно помнить, что поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребят, исследовательская работа должна выполняться ими добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Наших ребят интересуют самые разнообразные вопросы, поэтому рождаются интересные работы, которые  ежегодно представляются на гимназических научно – практических конференциях. Вот темы некоторых из них: «Тайны бисера», «Почему в солёной воде плавать легче?», «О пользе завтрака для организма человека» и др.  
    Лучшие  проекты участвуют в муниципальных и региональных конкурсах. Обучающиеся гимназии   стали неоднократными участниками, призерами и победителями научно - практических конференций различного уровня.  Исследовательская работа  «Отчего на небе радуга бывает?» получила призовое место в региональном этапе Всероссийского конкурса  конкурсе «Я – исследователь».  Наши ребята стали участниками 1 Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Ученик 21 века: пробуем силы – проявляем способности», научно-практической конференции «Природу Старооскольского края сохранят дети». Победителями  муниципальной конференции юных исследователей, посвященной 1150-летию российской государственности стали работы членов  нашего научного гимназического общества на тему «Почему в зубах появляются « дырки»?»  и «Мыльная история». Ребята не только изучили теоретическую часть проблемы, но и  совместно с родителями и педагогами  провели опыты по воздействию на эмаль зубов различных продуктов и мыловарению. Высокие результаты повышают самооценку учащихся и способствуют возникновению желания участвовать в новых исследованиях, искать интересные темы и раскрывать их в своих работах.
     Опыт работы педагогов гимназии по проблеме работы с одарёнными детьми  был представлен  на семинаре  в городе Москва в рамках проведения Московского педагогического марафона учебных предметов. Учителя начальных классов гимназии  сознают  важность роли  проектной и исследовательской деятельности в развитии одарённости школьников, поэтому не останавливаются на достигнутом и ищут новые эффективные формы работы по развитию способностей своих обучающихся.
Используемая литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1976   
2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991                                         3. Лейтес  Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1986          
4. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. – М.. 2011




Комментариев нет:

Отправить комментарий